Положение о промежуточной и итоговой аттестации
1. Общие положения
1.1. Аттестация это установление факта и степени усвоения Курсантами программного материала путем сравнения уровня их знаний и способов действий с требованиями программы, которая завершается оцениванием.
1.2. Цель промежуточной аттестации -осуществление текущего контроля за успеваемостью обучающихся в Автошколе в соответствии с требованиями учебной программы. Цель внутришкольного экзамена - проверка знаний и навыков обучившихся по программам вождения транспортного средства категории (подкатегорий) «АА1B».
1.3. В процессе обучения, в соответствии с учебным планом курсанты сдают зачеты по теоретическим дисциплинам ( Основы законодательства в сфере дорожного движения; Устройство и техническое обслуживание ТС; Основы безопасного управления ТС; Первая помощь), по окончанию обучения курсанты сдают итоговые внутришкольные экзамены по теоретическим дисциплинам и практическому вождению при условии положительных результатов по промежуточным зачетам.
1.4. Экзамены состоят из трех частей: теоретического экзамена и двух этапов практического экзамена. Все части экзамена оцениваются независимо друг от друга. При неудовлетворительном прохождении любой части экзамена Курсант не допускается к следующему этапу испытания. Система оценок знаний, умений и навыков разрабатывается Автошколой на основании учебных планов и программ для подготовки водителей на право управления автотранспортными средствами категории «А», «А1»,«В», переподготовки водителей автотранспортных средств с категории А,В,С,Д,Е. Знания и умения обучающихся определяются оценками "отлично" ("5"), "хорошо" ("4"), удовлетворительно" ("3"), "зачтено" ("зачет").
1.5. Обучающиеся, успешно сдавшие теоретическую часть экзамена, допускаются к сдаче практической части экзамена. Для приема выпускных (внутренних) экзаменов в Автошколе на основании приказа директора Автошколы создается комиссия из трех человек. Комиссия оценивает знания и умения обучающихся, полученные ими в результате обучения.
1.6. При проведении экзамена используются учебные транспортные средства непосредственно занятые в образовательном процессе и закрепленные за конкретной учебной группой.
1.7. При проведении экзамена обучающимся дается две попытки сдачи экзамена. Лица, не получившие удовлетворительные оценки на внутришкольных экзаменах должны пройти дополнительное обучение за дополнительную плату в соответствии с заключенными договорами между Курсантом (представителем Курсанта) и Автошколой.
1.8. Сокращенные названия и термины используемые в настоящих правилах и в процессе обучения:
- НОЧУДПО Автошкола «Автовек-XXI» - Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования Автошкола «Автовек-XXI» - Автошкола
- Курсант — лицо, желающее пройти обучение по программам профессионального обучения соответствующих категорий (подкатегорий)и заключивший договоры на обучение
- ПТД — преподаватель теоретических дисциплин включая преподавателя предмета «Первая помощь»
- МПО (в) — мастер производственного обучения (вождению).
- Автодром (закрытая учебная площадка) — место проведения учебных занятий по практическому вождению с выполнением обязательных для сдачи квалификационного экзамена упражнений, место проведения внутришкольного экзамена, место проведения квалификационного экзамена в ГИБДД.
- Учебный класс — место проведения занятий по предметам теоретических дисциплин.
- Внутришкольный экзамен — экзамен по теоретическим дисциплинам и практическому вождению, сдаваемый после окончания цикла обучения по всем предметам, результаты которого заносятся в документ об окончании автошколы.
- Квалификационный экзамен — испытание для кандидатов в водители, положительное прохождение которого дает право на получение водительского удостоверения с указанием соответствующих категорий и подкатегорий, сдается после окончания автошколы и получения документа о профессии водителя в РЭО ГИБДД.
- УТС — учебное транспортное средство.
2. Условия и порядок проведения внутришкольного экзамена и промежуточных зачетов.
2.1. Зачет по предмету «Первая помощь» проводится в форме контрольного практического задания с использованием учебных материалов и пособий, специальных предметов оказания первой доврачебной помощи. Если обучаемых показал недостаточный уровень знаний и навыков при выполнении указанного задания, ему предлагается ответить на вопросы специального теста по указанной дисциплине. Система оценивания – зачет/незачет.
2.2. Зачет по предметам «Основы законодательства в сфере дорожного движения», «Устройство и техническое обслуживание ТС» ,«Основы безопасного управления ТС», проводится по окончании обучения по каждому предмету соответственно, в форме ответов на контрольные вопросы. Система оценивания – зачет/не зачет.
2.3. Перед началом проведения экзамена по теоретической подготовке председатель комиссии знакомит кандидатов в водители с формой, методами и порядком проведения экзамена, работы с билетами, разъясняет систему оценок.
2.4. Теоретическая часть проводится по билетам, разработанными и утвержденными в автошколе на основе программ подготовки водителей ТС.
2.5. Билет по теоретической подготовке формируется следующим образом: В зависимости от тем, изучаемых в процессе обучения, все вопросы объединены в 4 блока по 40 тематических групп, состоящих из 5 вопросов каждый (первая группа содержит все вопросы № 1-5 билетов, утвержденных ГУ ГИБДД МВД России; вторая № 6-10; третья №11-15; четвертая №16-20). Билет состоит из четырех блоков, каждый из которых выбран случайным образом. Перегруппировка вопросов внутри не допускается.
2.6. При проверке теории проверяются знания кандидатов в водители по тематикам:
- правила дорожного движения РФ и положения по допуску транспортных средств к эксплуатации;
- обязанности должностных лиц по обеспечению БДД;
- основы безопасного управления транспортным средством;
- законодательство РФ по обеспечению безопасности дорожного движения, а также уголовная, административная и гражданская ответственность водителей транспортных средств;
- элементы конструкции транспортного средства, влияющие на безопасность движения.
- методы оказания доврачебной медицинской помощи лицам, пострадавшим при ДТП.
2.7. Обучающемуся предлагается решить 3 экзаменационных билета по двадцать задач с программированным подходом за 20 минут каждый суммарно, исправление в билете трактуется как ошибка и учитывается как ошибка. Если по результату допущена одна 1 ошибка испытуемому (курсанту) предлагается ответить на пять вопросов из того блока, в котором допущена ошибка. При неудовлетворительных результатах экзамена предоставляется одна попытка прохождения испытания повторно. Допустившие 2 и более ошибки считаются не сдавшими экзамен и подлежащими дополнительному обучению в размере 5 часов.
2.8. Экзамен по практическому вождению проводится в два этапа: первый - в условиях закрытой учебной площадки, на автодроме, в соответствии с утвержденной методикой приема, второй - в условиях максимально приближенных к реальным, в которых у кандидата в водители проверяется выполнение требований ПДД, умение безопасно выполнять маневры в реальных дорожных условиях. На каждом этапе практического экзамена при неудовлетворительных результатах экзамена допускается одна попытка прохождения испытания повторно, с учетом амортизации учебного автомобиля.
2.9. При проведении первого этапа практического экзамена у кандидата в водители проверяются соответствующие действия умения и навыки:
- пользование органами управления ТС, зеркалами заднего вида;
- трогание с места;
- маневрирование в ограниченном пространстве передним и задним ходом;
- построение оптимальной траектории маневра;
- оценка дистанции, интервала, габаритных параметров ТС;
- переключение передач;
- постановка в обозначенном месте;
- постановка ТС на стоянку параллельно краю проезжей части;
- въезд в бокс задним ходом;
- разворот на 180 градусов передним и задним ходом в ограниченном пространстве.
2.10. Первый этап практической части проводится одним из двух методов:
а) кандидат в водители выполняет в определенной последовательности все упражнения, предусмотренные комплексом. В этом случае кандидат в водители, не останавливает двигатель, информирует об окончании выполнения одного упражнения и о готовности к следующему;
б) несколько кандидатов в водители поочередно выполняют одно упражнение, предусмотренное комплексом, и затем приступают к выполнению следующего.
2.11. Последовательность выполнения упражнений определяется старшим мастером производственного обучения, который принимает экзамен. Перед началом выполнения упражнения ТС должно быть установлено в предстартовой зоне, двигатель – прогрет и остановлен, рычаг коробки переключения передач - в нейтральном положении, стояночный тормоз — включен.
2.12. По команде кандидат в водители занимает место в ТС, осуществляет подготовку к движению и выполняет упражнение. При этом экзаменатор контролирует ход выполнения задания, ведет хронометраж времени, подает команды кандидату в водители, классифицирует с помощью контрольной таблицы и фиксирует ошибки, суммирует количество набранных штрафных баллов и выставляет оценку за выполнение каждого упражнения и в целом.
2.13. Правильность выполнения задания каждого упражнения оценивается по системе: положительная оценка «Выполнил», отрицательная - «Не выполнил».
Для каждого упражнения определен перечень типичных ошибок, которые делятся: грубые, средние и мелкие. В соответствии с этой классификацией за совершение каждой ошибки кандидату в водители начисляются штрафные баллы: за грубую — 5, за среднюю – 3, за мелкую - 1.
Оценка «Выполнил» выставляется, когда кандидат в водители не допустил ошибок или сумма штрафных баллов за допущенные ошибки составляет менее 5.
Оценка «Не выполнил» выставляется, когда сумма штрафных баллов за допущенные ошибки составляет 5 или более.
2.14. Итоговая оценка «Сдал» за первый этап выставляется, когда кандидат в водители получил оценку «Выполнил» за все упражнения, предусмотренные комплексом для категории «АВС» ТС.
Итоговая оценка «Не сдал» выставляется, когда кандидат в водители получил оценку «Не выполнил» за два упражнения из всех, предусмотренных комплексом или отказался от выполнения одного упражнения.
2.15. В случае, когда кандидат в водители получил оценку «Не выполнил» за одно упражнение из всех, предусмотренных комплексом, ему предоставляется повторная возможность выполнения данного упражнения. Номер упражнения, выполняемого повторно, фиксируется документально.
2.17. Второй этап практического экзамена проводится с целью проверки у кандидатов в водители навыков самостоятельного управления ТС конкретной категории в условиях реального дорожного движения. Маршрут и последовательность выполнения заданий в процессе движения по маршруту определяются экзаменатором. При проведении второго этапа практического экзамена у кандидатов в водители проверяется умение применять и выполнять требования ПДД по следующим разделам:
- общие обязанности водителей;
- применение специальных сигналов;
- сигналы светофоров и регулировщиков;
- применение аварийной сигнализации и знака аварийной остановки;
- начало движения, маневрирование;
- расположение транспортного средства на проезжей части;
- скорость движения;
- обгон, встречный разъезд;
- остановка и стоянка;
- проезд перекрестков;
- пешеходные переходы и остановки маршрутных транспортных средств;
- движение через железнодорожные пути;
- приоритет маршрутных транспортных средств;
- пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами.
2.18. Для оценки второго этапа практической части определен перечень типичных ошибок, которые делятся на грубые, средние и мелкие. За совершение каждой ошибки кандидату в водители начисляются штрафные баллы аналогично первому этапу: за грубую — 5, за среднюю – 3, за мелкую - 1.
Оценка «Выполнил» выставляется, когда кандидат в водители не допустил ошибок или сумма штрафных баллов за допущенные ошибки составляет менее 5.
Оценка «Не выполнил» выставляется, когда сумма штрафных баллов за допущенные ошибки составляет 5 или более.
2.19. При отрицательной оценке курсант, считается не сдавшим внутренние экзамены и нуждающимся в дополнительном практическом обучении.
2.20.При несогласии кандидата в водители с решением комиссии курсант имеет право подать апелляцию в комиссию по разрешению споров между участниками образовательного процесса в течение дня после сдачи экзаменов.